На территории Московской области начал работу
Единый консультационный центр по вопросам защиты прав потребителей
Телефон 8-800-555-49-43 (по России звонок бесплатный)

Что делать если в технически сложном товаре проявился недостаток?

Что делать если в технически сложном товаре проявился недостаток?

В консультационный пункт защиты прав потребителей Ногинского филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» часто поступают обращения жителей города Ногинск о нарушении их прав в связи с приобретением технически сложных товаров. Так что же делать, при выявлении недостатка в технически сложном товаре?

В п. 11 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 19.01.1998 г. № 55 указано, что технически сложные товары — товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки.

В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель, в случае обнаружения в нем недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. В данном случае потребителю необходимо обратиться с письменным заявлением (либо сотрудником магазина заполняется соответствующий бланк заявления, в котором указывается комплектация сдаваемого товара и описывается его внешний вид (наличие повреждений, царапин, сколов) во избежание недоразумений при получении товара потребителем обратно) в адрес Продавца который обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя. Однако, в случае необходимости, продавец имеет право провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать при проведении проверки качества товара.

В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

По истечении 15 дней у Продавца возникает обязанность принять товар с заявленной неисправностью от потребителя для передачи его в специализированный сервисный центр для проведения гарантийного ремонта. Сервисный центр также изначально проводит проверку качества товара, для определения, является ли ремонт заявленной потребителем неисправности гарантийным случаем. В случае выявления сервисным центром, при проведении предварительной проверки качества товара, неисправности, не относящейся к гарантийному ремонту (поступление в товар влаги, механическое повреждение) сервисный центр обязан получить согласие потребителя на проведение платного ремонта изделия.

Кроме того, требования потребителя о расторжении договора купли-продажи подлежат удовлетворению при невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (неоднократный ремонт изделия). В таком случае, необходимо обратиться с соответствующим требованием к производителю или продавцу товара и предоставить акты авторизированного сервисного центра, подтверждающие данный факт, по результатам рассмотрения которых, руководством организации решается вопрос об удовлетворении заявленных потребителем требований.

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 г. № 924 утвержден полный перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. В данный перечень вошли такие товары, как:

  1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
  2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.
  3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
  4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.
  5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
  6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.
  7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.
  8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления.
  9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления.
  10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.
  11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.
  12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.

В Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» дано понятие «существенный недостаток товара». Так, существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Таким образом, существенность того или иного дефекта, появившегося в технически сложном товаре, может быть определена только специалистом ремонтной мастерской (авторизированный производителем товара сервисный центр), так как никто иной не сможет определить, устраним ли тот или иной недостаток, какое количество времени необходимо на его устранение и целесообразны ли работы по его ремонту. В случае принятия специалистом сервисного центра решения о наличии в товаре существенного недостатка, Продавец обязан возвратить потребителю денежные средства, уплаченные за такой товар.

Если потребитель не согласен с результатами проведенной проверки качества технически сложного товара и т. п., ему необходимо обратиться в адрес Продавца с письменным заявлением о проведении независимой экспертизы товара. В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает Продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить Продавцу (изготовителю) уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю расходы на проведение такой экспертизы.