Права потребителей при дистанционных способах продажи товара

Продажа товаров дистанционным способом, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на территории Российской Федерации в общем и целом регламентируется соответствующими положениями статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ), а применительно к продаже товаров гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (см. в этой связи статью 492 ГК РФ), также статьей 26.1 "Дистанционный способ продажи товаров" Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее — Закон "О защите прав потребителей", Закон) и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612 (далее — Правила).

В частности, продавец, осуществляющий продажу товаров дистанционным способом, т. е. продажу товаров "по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, илииными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора", соответствующую информацию "о цене и об условиях приобретения товара", предоставление которой является обязательным в силу соответствующего требования, содержащегося в пункте 2 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей", предоставляет потребителям с соблюдением требований, установленных пунктами 8 и 9 Правил.

Принимая во внимание специфику данного вида правоотношений, Нормами статьи 26.1 Закона "О защите прав потребителей" установлен так называемый "период охлаждения" в семь дней, когда потребитель может немотивированно вернуть товар продавцу (пункт 4 статьи 26.1 Закона), а также ужесточены требования к продавцам в части сроков предоставления потребителю информации (пункт 2 статьи 26.1 Закона), формы предоставления информации (пункт 3 статьи 26.1 Закона). С учетом особенностей удаленной коммуникации сторон сделки более четко определен момент заключения договора (пункт 20 Правил).

При этом следует иметь в виду, что Правила продажи отдельных видов товаров, а также Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 (последний подлежит применению исключительно в контексте статьи 25 Закона "О защите прав потребителей"), к дистанционному способу продажи товаров применению не подлежат.